Тренды-2018
Искусственный интеллект, создающий рабочие места, новые стандарты безопасности, роботы в магазинах и гостиницах, 5G и подкасты. Лидеры DataArt делятся прогнозами на 2018 год.

Финансы

  1. 2018 год будет годом искусственного интеллекта, количество проектов с использованием AI будет расти экспоненциально. Компании будут остро конкурировать, стремясь привлечь талантливых программистов с навыками разработки адаптивного ПО, разбирающихся в механизмах распознавания лиц и речи, нейронных сетях и т. д. Вопреки опасениям, искусственный интеллект не будет вытеснять специалистов с рынка. Напротив, распространение AI создаст новые рабочие места и даже новые профессии.
  2. Сложность новых AI-программ потребует более высоких стандартов безопасности. Предоставляя таким программам необходимую информацию, трудно защитить клиентов от ее несанкционированного использования. Внедрять многоуровневые системы защиты данных придется не только компаниям финансового сектора, но и всем, кто работает с персональными данными: букинговым сервисам, медицинским и инжиниринговым организациям, онлайн-магазинам и т. д.
  3. Для анализа финансовых данных будут все шире применяться механизмы машинного обучения. Прежде всего, это коснется неструктурированных данных, например, новостей компаний и клиентов. Более качественный анализ текстов о компаниях, рынках и внутренних коммуникациях финансовых организаций позволит генерировать эффективные инвестиционные идеи и бороться с недобросовестным поведением участников рынка. А новые технологии обработки позволят использовать более широкий спектр данных для управления инвестиционными рисками.
  4. Развитие технологий AI приведет к революционным изменениям в регулировании финансовых рынков. Искусственный интеллект способен помочь банковским системам избежать обвалов и эффекта домино. Дело в том, что AI может идентифицировать модели, которые не под силу распознать людям, сравнить данные разных периодов с большей точностью и скоростью. Это позволит точнее предугадать варианты развития событий.
  5. Диджитализация пользовательского опыта останется приоритетным направлением. Люди привыкли к удобным решениям и интерфейсам (таким, как приложения для вызова такси) и хотят, чтобы сервисы банков были похожи на них. Мобильный банк должен быть доступен с мобильного телефона, а управление — интуитивно понятным: пользователи не будут тратить время на некачественные решения. Компании, которые не смогут обеспечить комфорт, рискуют потерять клиентов.
  6. Важность управления операционными рисками (ORM) будет возрастать — топ-менеджеры, не сумевшие оценить риски, попросту потеряют работу. Сделать это с помощью устаревших систем, которыми до сих пор пользуются многие финансовые организации, сложно. Но искусственный интеллект позволит решить эту проблему без масштабной реорганизации.
  7. Все больше людей будут понимать преимущества блокчейна и других технологий распределенных реестров (DLT), что приведет к их значительному распространению (не связанному с ростом криптовалют). Хорошие перспективы у новых типов блокчейна, а также его использования вместе с другими технологиями, например, IoT. В 2018 году DLT будут чаще применять в международных переводах, системах управления цепочками поставок, а также для хранения персональных данных при KYC (know your customer — идентификации клиентов) и электронной идентификации.

Путешествия

  1. Туристические компании продолжать инвестировать в анализ личных предпочтений пользователей. Машинное обучение и искусственный интеллект набирают обороты: компании заинтересованы в автоматизации простых бизнес-процессов. Совсем недавно заказы и пожелания клиентов вручную собирались в их личные профили. Теперь большинство крупных турфирм и отелей автоматически учитывают эти данные при создании новых предложений. Следующий шаг — предсказание пожеланий. Например, варианты размещения на горнолыжных курортах перед началом сезона будут предлагать тем, кто до уже бронировал гостиницы для отдыха в горах.
  2. Речевые технологии в туриндустрии вскоре могут затмить по популярности мобильные приложения. Установленные на мобильных устройствах, в домах и офисах пользователей голосовые помощники могут взять на себя функции турагентов. Им можно будет поручить бронирование билетов, гостиниц, трансферов, просмотр прогноза погоды, изучение обзоров ресторанов и построение маршрутов между достопримечательностями. При этом помощник предложит забронировать столик в ресторане, который понравился вашим друзьям. Expedia уже интересуется партнерством с Amazon Alexa для букинга с помощью голосовых команд.
  3. Технологии виртуальной и дополненной реальности дадут путешественникам более точное представление, куда они отправляются — с их помощью можно заранее увидеть, как на самом деле выглядит номер в гостинице или ближайший к месту проживания пляж. Marriott, Best Western, Kayak, Carlson Rezidor и Airbnb уже используют эти технологии при бронировании номеров, а в наступившем году таких компаний станет заметно больше. Технология виртуальной реальности станет доступнее, а ее возможности как нового канала продвижения услуг будут использоваться чаще.
  4. Роботы начнут работать на ресепшне и займутся обслуживанием номеров, их будут использовать для информационной поддержки и развлечения гостей. Robotic Process Automation (RPA) повысит качество выполнения рутинных процедур, снизив при этом затраты.

Здравоохранение

  1. Больницы и фармацевтические компании будут проявлять живой интерес к блокчейну, используя его для анализа данных пациентов в исследовательских целях. Кроме того, перенос в блокчейн медицинских записей, которые сейчас хранятся на серверах больниц, позволит пациентам самостоятельно распоряжаться данными. Например, они смогут продать такие данные фармацевтическим компаниям или предложить полный доступ к ним страховой компании в обмен на скидку.
  2. Развитие технологий искусственного интеллекта в телемедицине будет ускоряться по мере распространения машинного обучения и методов обработки естественного языка. Это позволит предоставить клиентам персонализированный опыт и сократит расходы в системе здравоохранения. В DataArt создали прототип приложения для демонстрации возможностей AI и ML в медицине. Это платформа для телемедицины, подключенная к IBM Watson, — программе, преобразующей голос в текст. Watson слушает разговор между пациентом и врачом и записывает его в журнале, что значительно снижает нагрузку врача по составлению документации и позволяет ему сосредоточиться на лечении пациентов. Еще один элемент AI читает журнал разговоров, используя обработку естественного языка, и интегрируется с набором собственно медицинских инструментов для идентификации главной жалобы, ее кодировки в электронной системе и поддержки врача в выборе необходимых медицинских мер. Вряд ли AI заменит врачей, но точно позволит расширить их возможности и уменьшит бюрократическую нагрузку на них.
  3. Population health management — агрегация данных и выбор лучших практик в области здравоохранения — приведет к увеличению инвестиций в программы оздоровления и созданию новых способов профилактики для групп риска.

Телеком и IoT

  1. Технологии 5G позволят разрабатывать и развертывать новые типы цифровых услуг. Благодаря улучшенной пропускной способности технологии позволят объединять устройства нескольких типов в IoT-системы. Это значит, что будут развиваться сервисы связи для автономного вождения, дополненная и виртуальная реальность, а также тактильный интернет (новый тип связи, который передает не только информацию, но и тактильные ощущения). Korea Telecom (KT) покажет пробную мобильную платформу 5G на зимних Олимпийских играх. Но полноценное внедрение технологии произойдет не ранее 2020 года — телекоммуникационные компании только намечают сроки развертывания сетей.
  2. К 2020 году будет создано 25 млрд удаленных устройств. Системы Интернета вещей смогут связать 4,4 млрд из них. Цифровая трансформация представит новые возможности для телекоммуникационной отрасли, включая строительство платформ и приложений для транспортной сферы, сельского хозяйства, здравоохранения, страхования и дома.
  3. Несмотря на антимонопольные вопросы к AT&T / Time Warner в США, слияния и поглощения в телекоме продолжатся: с 2010 года было объявлено о 2400 таких сделок.

Медиа и развлечения

  1. 2018-й станет «годом голоса», к его концу будет продано более 24,5 млн устройств Google Home и Amazon Echo.
  2. Виртуальные помощники помогут организовывать встречи, заказывать еду, делать покупки. Для бизнеса это открывает новые рекламные возможности: компании смогут предлагать рекламу подходящей продолжительности и содержания в нужное время, а также обратиться к новому сегменту аудитории.
  3. Ожидается, что в 2018 году подкастинг вырастет с 21 % до 24 % вместе с ростом платформ социальных медиа. Доверительные рассказы в формате подкаста призывают слушателя действовать, открывая огромные возможности для брендинга, продвижения и продаж. Минимум один из четырех американцев подписан на какой-либо подкаст, и эта цифра будет расти. Согласно совместному исследованию Interactive Advertising Bureau (IAB) и Edison Research, 65 % слушателей подкастов проявляют желание приобрести что-то, о чем они узнали из подкастов, и 45 % из них посещают сайты спонсоров подкастов.

Ритейл

  1. Ритейлеры будут продолжать цифровую трансформацию, причем изменения коснутся самих бизнес-моделей. Будет распространятся стратегия omni-channel, которую пока недостаточно используют даже самые крупные розничные сети. Магазин из места покупок будет трансформироваться в демозал: клиенты здесь смогут потрогать или попробовать товар, прежде чем принять решение о покупке в интернете.
  2. Технологии машинного обучения помогут розничным сетям персонализировать сообщения и тоньше настроить алгоритмы работы с покупателями. Анализ данных будет играть значительную роль в управлении товарными запасами и их распределении.
  3. Для улучшения взаимодействия с покупателями розничные маркетологи разрабатывают единые профили клиентов (single customer view), объединяя данные из различных каналов. Это позволит прогнозировать потребности и учтывать индивидуальные предпочтения с учетом данных, полученных из всех каналов продаж — мобильных приложений, интернет-магазинов, офлайн-розницы и т. п.
  4. Появятся ориентированные на ритейл технологические стартапы и решения для автоматизации процессов робототехники. RPA может значительно снизить число сотрудников в бэкофисах и IT-поддержке. Розничные сети будут внедрять роботов в работу по планированию поставок (demand and supply planning), обработке заказов и платежей, управление программами лояльности и закупками. С помощью RPA будут собирать данные о бизнес-процессах, чтобы выявить возможные сбои в цепочке поставок.