Нужно ли вам учиться скорочтению?

18 октября
Нужно ли вам учиться скорочтению?
Можно ли взрослому человеку с высшим образованием научиться воспринимать текст в разы быстрее, чем сейчас? И стоит ли это затраченных усилий? Мы переадресовали вопросы нашего коллеги Наталии Слюсарь — кандидату филологических наук, доценту Школы лингвистики НИУ ВШЭ, старшему научному сотруднику лаборатории когнитивных исследований СПбГУ.

Движение по тексту

Когда мы читаем, складывается ощущение, что движемся плавно, постепенно охватывая весь массив текста. На самом деле, наш глаз всегда скачет по любому изображению. Хорошо мы видим только в небольшой области в центре сетчатки, далее идет парафовеальная область, где мы видим относительно сносно. Все остальное остается в области периферического зрения, где люди способны различать только движение.

Периферическое зрение нужно нам, чтобы, когда на нас падает камень или прыгает тигр, активировать нужную программу: «ложись», «лови» или «убегай». Параллельно вы можете обернуться и посмотреть, в чем было дело. Сознание обычно убеждает вас, что вы отпрыгнули, заметив, как в вас полетел камень. На самом деле, вы отпрыгнете раньше или одновременно с тем, как обернетесь, просто зафиксировав опасное движение периферическим зрением. Работа мозга в принципе основана на плюрализме и взаимодействии более умных, молодых и медленных систем и систем более древних и быстрых, направленных на предотвращение опасных ситуаций. Но, так как нам удобно ощущать себя цельной личностью, сознание маскирует этот плюрализм и выдает нам цельную картину.

Т. к. область, в которой что-то можно рассмотреть, очень маленькая, человек прыгает по тексту. Обычно — вперед. Но 10-15 % движений глаз все же направлены назад, поскольку глобальная стратегия человека — делать абсолютно все немного быстрее, чем нужно для абсолютной аккуратности. Поэтому нам необходимо постоянно подтверждать, что мы не запутались и верно понимаем прочитанное.

Опыт, внимание, привычки

Скорость чтения, в первую очередь, зависит от двух факторов, только один из которых поддается заметной корректировке. Это практика и образование: чем больше человек читает, тем быстрее справляется с текстом. Но при сравнении образованных людей, которые читают постоянно, разница в скорости чтения будет зависеть от внимания и объема рабочей памяти. И если внимание еще можно натренировать, с рабочей памятью сделать что-то фактически невозможно. Ее объем можно считать врожденной характеристикой человека.

На скорость чтения влияет еще и то, насколько мы сознательно или бессознательно вчитываемся в текст. Некоторые фрагменты мы специально смакуем, потому что они нам нравятся — это может быть художественная литература или особенно интересная для нас статья. Что-то мы читаем внимательно, поскольку нам это трудно, но важно понять. Такая концентрация всегда замедляет скорость чтения. Часто даже образованные люди во время чтения проговаривают текст про себя. Это здорово помогает понять прочитанное, но если мы хотим развить скорость, то эта привычка оказывается помехой.

Чему же вас могут научить на курсах скорочтения? Например, специальным приемам, которые помогут избавиться от этой привычки. Могут помочь отказаться от возвратов назад по тексту. Ради скорости эту инстинктивную потребность придется подавить — что понял, то и понял — едем дальше. Можно научиться прочитывать страницу текста за меньшее количество остановок. Еще одна обязательная часть обучения скорочтению, причем однозначно полезная, — тренировка внимания.

Скорость и качество

Тем не менее, вас не научат читать так же внимательно, как раньше, но значительно быстрее. Зато могут научить читать значительно менее аккуратно. И это очень важный человеческий навык — побеждать свой перфекционизм. До определенного момента тебя учат делать что-то как можно лучше, но затем бывает важно сделать шаг назад — привыкнуть выполнять привычное действие несколько хуже. В противном случае, человек рискует попасть в ловушку, оказавшись заваленным лишней работой и ненужной информацией. Глобальная идея скорочтения в том, что вас учат вычленять на странице только самую важную информацию и быстро двигаться дальше.

Навык такого сканирования может быть очень полезным, но захочет ли человек им владеть, зависит от результата, которого он желает добиться. Наслаждаться таким образом художественной литературой не получится. Но узнать содержание романа, составить о нем представление можно. Слова «князь Андрей», «женился», «ребенок», «умер» вы из текста сможете вычленить, пропустив то, как он написан.

Еще один навык, который тренируют на курсах скорочтения, — как раз поиск на странице ключевых слов. Кстати, алгоритм выделения ключевых слов интересует не только нас как читателей, но и ученых. В частности, компьютерная лингвистика работает над созданием программ, способных делать это без участия человека — и совершенных образцов не существует до сих пор.

Читать таким способом научные статьи и вообще профессиональные тексты достаточно эффективно, но мы и от природы обладаем навыком чтения по диагонали. Поэтому я не уверена, что ради того, чтобы время от времени просматривать материалы по интересующей вас теме, стоит специально учиться скорочтению. Осваивать быстрое чтение имеет смысл людям, для которых критически важно регулярно просматривать большие объемы текста, выделяя главное.

Все научные исследования показывают: чем быстрее ты читаешь, тем меньше информации усваиваешь и тем хуже ее запоминаешь. Другое дело, что иногда этого не нужно бояться. В жизни есть масса текстов, которые не стоят того, чтобы вчитываться — достаточно просто почерпнуть из них немного информации, полезной лично вам.